Готов ли Казахстан к массовому появлению электромобилей на улицах?


В своём выступлении Илон Маск сказал, что заправки для электромобилей в Казахстане могут появиться уже в 2021-2022 году.


О том, какие меры поддержки существуют в стране для владельцев электротранспорта и о готовности к массовому появлению электромобилей на улицах говорили на первой казахстанской онлайн-конференция по развитию парка экологически чистых автомобилей. Партнером мероприятия выступила Ассоциация «ECOJER». 


Как отметил в своем выступлении основатель группы компаний «Учёт» Максим Барышев, одна из мер поддержки -  нулевая ставка таможенной стоимости на электротранспорт.  Она действует с 1 января 2020 года до 31 декабря 2021 года включительно. Также с 13 мая 2021 года отменен утилизационный сбор для владельцев электротранспорта. Кроме того, отменен налог на автотранспортные средства. Он рассчитывается от объема двигателя, которого нет на электротранспорте, поэтому любая ставка умножается на ноль. А в Алматы, владельцы электромобилей могут бесплатно заезжать на Чимбулак и бесплатно парковаться на Кок-Тобе. 


«Исходя из этих преимуществ и дальнейшего развития Казахстана, я могу предположить следущее. Если мы говорим про производство электромобилей, то маловероятно, что Илон Маск решит производить теслу в Казахстане. Часто мне задают вопрос о том, как будут утилизироваться батареи от электромобиля. Еще с 50-х годов в Восточном Казахстане были открыты залежи никеля и кобальта. Они используются в производстве элементов питания, в частности батарей для электромобилей. Вполне возможно, что в этом не глубоком залеганим и никель и кобальт можно добывать открытым способом. Это позволит создать производство батарей в Казахстане и их утилизировать, в том числе и для других стран. Я считаю, что производство батарей в Казахстане в дальнейшем может принести денег больше, чем продажа углеводородов. Хочу отметить, что я предлагаю сделать именно производство батарей, а не продажу сырья заграницу. Это маржинальность, добавочная стоимость и созданные рабочие места и валютная выручка из-за границы при продаже батарей», - сказал основатель «Учёт». 


Свое выступление Максим Барышев закончил предложением внедрения двух инициатив:  

 

- Необходимости ввести программу перехода на электротранспорт в Алматы. Для этого ввести субсидирование недорогих электромобилей (дешевле 15 млн. тенге, в том числе программа рассрочки с низкими процентными ставками).  


- Построить по всему городу инфраструктуру электрозаправочных станций. К 2035 году полностью отказаться от автомобилей, работающих на двигателях внутреннего сгорания. 


По словам вице-президента ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана Анары Макашевой, для Казахстана переход на электромобили — достаточно сложен и непонятен. Здесь возникает много вопросов и основную роль при покупке транспортного средства все еще играет цена. 


«В Казахстане существует дорожная карта по развитию инфраструктуры для электромобилей и гибридов. Она предполагает комплекс мер, которые будут стимулировать наших граждан приобретать более экологичные транспортные средства. Почему гибридов? Для переходного периода 2050 года эта лучшая альтернатива газовым электроавтомобилям и автомобилям на водородном топливе. И с точки зрения быстрого перехода это будет проще. Дорожная карта будет давать льготы для потребителей на уровне ЕАЭС. Так же она предполагает развитие инфраструктуры. Например, что такое электромобиль и что нужно сделать для потребителя, чтобы ему было им удобно пользоваться?», - говорит спикер. 


Как отметила Анар Макашева, необходимо создать доступную инфраструктура для владельцев электромобилей. Ведь не все живут в частных домах, а в многоэтажках не везде есть подземные паркинги. Это не сложно, но требует изменения строительных гостов и дорожной инфраструктуры. 


«Существует два типа зарядки: быстрая и долгая. При долгой зарядке машина спокойно проедет на 300 км. А быстрая заряжает транспортное средство на 20%. Поэтому у водителя должно быть четкое понимание, где он сможет зарядить автомобиль. С точки зрения инфраструктуры это требует больших вложений, времени и перестройки парковочных мест. Но это делать нужно», - отметила она.  


Председатель Совета Ассоциации «ECOJER», депутат Мажилиса Парламента РК Лаззат Рамазанова подчеркнула важность поднимаемой темы. 


«Обсуждаемая тема очень важна с точки зрения реализации базовой задачи для Казахстана: повысить качество жизни населения. Государством заявлена цель – добиться к 2060 году углеродной нейтральности. Цель амбициозная для любого государства и для Казахстана – тем более, так как наша страна аобладает огромными запасами природных ресурсов. Очень радует, что сегодня гражданское общество включается в этот процесс. Мы начинаем закладывать элементы экологичного воспитания в школьную программу, развиваем культуру осознанного потребления в обществе. Все больше людей проявляют экологическую осознанность. Внедрение и развитие парка электро-авто – один из элементов экологизации, где задействованы все стороны процесса: и профессиональное сообщество, и государство, и население. Поэтому, я приветствую инициативы организаторов этого мероприятия, и надеюсь, что итоговая резолюция станет частью программных документов по достижению углеродной нейтральности», - заявила Лаззат Рамазанова. 


Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Ахментжан Примкулов отметил, что это нужный и своевременный вопрос для Казахстана. Именно поэтому с 1 июля вступает в силу новый экологический кодекс РК. Он предполагает более жесткие требования по выбросам и изменению климата. Основным источником выбросов в Казахстане, по его словам, является автотранспорт, эксплуатируемый свыше 10 лет.


«Казахстан проводит работу по разработке концепции низкоуглеродного развития совместно с немецкими экспертами. В данной концепции мы закладываем основу для дальнейших действий по достижению углеродной нейтральности к 2060 году. В разрабатываемой концепции учитывается развитие экологичных видов транспорта. Переход на данную меру должен осуществляться поэтапно, с учетом интересов общества, бизнеса, возможностей государства. Мы понимаем, что развитие рынка электромобилей предполагает дополнительные затраты на модернизацию и развитию сетей электроснабжения, электростанций в городах, а также обеспечение регионов зарядной инфраструктурой», - сказал вице-министр. 


Он добавил, что вместе с Оператором РОП проводится работа по установлению в городах Казахстана зарядных станций для электромобилей, в соответствии с международными стандартами. В Нур-Султане уже размещены 52 ЭЗС, в Алматы 50 ЭЗС. В основном они находятся возле административных и социально-значимых объектов, ТРЦ и в густонаселенных районах.