МОДЕРНИЗАЦИЯ ТЭЦ: СТАНЕТ ЛИ ВОЗДУХ ЧИЩЕ


Поможет ли модернизация ТЭЦ и котельных решить проблемы с загрязнением воздуха в городах Казахстана? На этот вопрос ответили участники телепроекта ECOJER на канале Atameken business.


По словам председателя Казахстанской электроэнергетической ассоциации Аскарбека Куанышбаева, энергосектор страны продолжает оставаться лидером по загрязнению окружающей среды. На его долю приходится порядка 82% от всех парниковых выбросов в атмосферу. Почти половина всех котельных в нашей стране построена более пятидесяти лет назад и в основном работает на угле, на устаревшем оборудовании.


«Сейчас стоит вопрос, нужно ли с экологической точки зрения реконструировать старые станции (в рамках проекта нового Экологического кодекса, - прим. ред). Или наоборот, необходимо максимально продлить их парковый ресурс, а потом заменить на новые, более высокотехнологичные и экономичные. Этот вопрос мы сегодня активно обсуждаем», - отметил Аскарбек Куанышбаев. 


В свою очередь, руководитель ТОО «Зеленый мост» Виталий Кузин отмечает, что далеко не все предприятия энергосектора готовы к модернизации. Проведенный опрос выявил три ключевые проблемы: отсутствие финансов, дефицит свободных площадок и эксплуатация старого оборудования.


«Нет денег – тут все понятно. Предприятия говорят, дайте нам повышение тарифов и вам построят новую станцию. Что касается дефицита мест, то старые станции строились по типовым проектам и часто близость дымовой трубы не позволяет разместить оборудование по очистке оксидов серы или азота. Если же говорить о старом оборудовании, то, действительно, есть станции, которые экономически нецелесообразно модернизировать. Легче построить новую», - высказался Виталий Кузин.


Он также добавил, что кроме ТЭЦ основными источниками загрязнения воздуха остаются автотранспорт и частный сектор. Но определить степень влияния каждого источника помогут лишь грамотные расчеты.


«ТЭЦ в крупных городах сжигают по 2-3 млн тонн угля в год, это 1-2 железнодорожных состава в сутки. При этом предприятия зачастую размещаются на окраинах городов, что способствует условиям рассеивания и минимизации воздействия на окружающую среду. В то же время, автотранспорт и частный сектор сжигает меньшее количество топлива, но при этом в значительной степени воздействует на здоровье населения. Есть сводные проекты нормативов предельно допустимых выбросов. В результате расчетов можно получить абсолютное значение по выбросам от этих источников и относительное,  в процентном соотношении. Пока не будут сделаны эти расчеты, споры на тему «кто больше загрязняет» будут продолжаться», - считает руководитель ТОО «Зеленый мост» Виталий Кузин.